* * *
Перед тем, как познакомить вас с Максом, попытаемся отследить некоторые
моменты зрительского восприятия "Тамбурина", а также попытаемся не оставить
их без объяснения.
Сентиментализм (возведенный или низведенный? но так или иначе оформленный
в песню) - если не тема,
то аура "Тамбурина", если не цвет, то его оттенки. Радикалы сразу
пробивают этот протуберанец тамбуриновского солнца и уже на втором концерте
начинают скучать, а к третьему просто обламываются. Программа настолько
детерминирована по содержанию и особенно по форме - тиражируемые от
концерта к концерту реплики (да еще с каким-то филармоническим душком)
и т.д. Иными словами - вычисляемость, предсказуемость...
А где развитие? - кричат радикалы. Дайте иррациональности, абсурдистики,
да слажайте где-нибудь, наконец!
"Ой, папенька, а у Вас уши грязные!"
(Печерский)
Другие (числом меньшим) отвечают - развитие в тебе самом. Такая музыка
дает восхитительное эмоциональное начало, пусть постоянного тока, но
которое ты можешь поодолжать и культивировать в себе. И заслушнвая от
до дыр кассету...
Кажется. можно принять оба этих мнения, тем более, что существует и
третье - пассивное. Пассивность в дальнейшем сопереживании духу
"Тамбурина" при первоначальной ему близости. И тут не спасает даже
великая музыка. "Тамбурин" - группа, группа авторская, а потому
по содерканию своему поетендуншая на яркое личностное нычало. Чего
"Тамбурин" так некстати лишен - создается впечатление, то форма
(в данном случае - музыка) первороднее сути (инливидуальности, которая
этой музыкой - себя выражает). При таком подходе любая бутафорская
панк-команда с каким-нибудь параноиком в главной роли может смотреться
свежее и интереснее, потому что у этих придурков сценариусов нету,
кроме одного - Их Величества Я. А у Вовы гармонии, ритмика... т.е.
музыкальная форма и поистальное ее соблюдение. Потому требуется микроскоп
(например, тепличные условия форпоста), чтобы Вову отделить от инструмента.
А где они, эти условии? Тут надо понять, что речь идет не о дефиците
личности как таковой, а о степени ее передачи
в пространство. Если хотите, о темпераменте ее (личности)
творческого выражения, что, собственно, публику и притягивает.
И музыка здесь лишь один из путей - главный, но не единственный.
Иногда кажется, что Леви живет только тогда, когда играет...
"А может так и надо ее писать - Музыку?"
(Вампилов)
Поэзия "Тамбурина" во многом императивна, но при этом настолько
невызывающа и беспредметна, что, конечно, не являясь недостатком,
подтверждает мысль о том, что искусство "Тамбурина" - это искусство
формы. А потому требует особого отношения - хотя бы с минимальными
представлениями о том, что у таких чистых форм есть своя история.
А значит, они могут существовать и при нынешнем довольно однообразном
к себе отношении (в условиях процветающих провокационных, мифологизированных
и т.п. форм творчества).
В конце концов, все это слишком теоретично для такого живого явления как
"Тамбурин", и вообще-то с моей стороны стремления к подобным рассуждениям
довольно пакостны... но отказываться от них, увы, уже поздно.
"А не устроить ли себе такую гнусность?"
(Чехов)
см. далее - интрервью с м.логвиновым :
журнал "охота" (последняя), №4-5. ado press, кфти 1993г.
|